ИЗДАТЕЛЬСТВО

Издательские проекты сообщества осуществляет издательство с одноименным названием «ПОЛИЕЛЕЙ». На сегодняшний день издано две книги: «Всяких благ подательница. Ахтырская икона Божией Матери» и «Блаженная ученица старца Иосифа Исихаста. Герондисса Макрина (Вассопулу)».

«Всяких благ подательница. Ахтырская икона Божией Матери»

Книга издана по благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия. приход  Ее автор — настоятель  храма Воздвижения Креста Господня деревни Лукино священник Василий Полежаев. Книга представляет собой исследование с использованием архивных материалов и дореволюционной периодики. В настоящее время это самое полное описание истории явления и церковного прославления Ахтырской иконы.
ОБЛОЖКА АХТЫРСКАЯ лицоВ книге приведены десятки документальных свидетельств о чудесах как от явленной в Ахтырке иконы, так и от чтимых списков с нее. Вот одно из чудес. «В городе Ахтырка в семье Андрусенковых умер кормилец, глава семьи Андрей. После себя он не оставил никаких средств к существованию. На руках его старшей дочери Марии осталась престарелая мать, малолетние братья и сестры. Мария стала зарабатывать на жизнь стиркой белья. Как-то зимой 1859 года она на реке полоскала белье и сильно простудилась. Ноги до колен разбил паралич, ходить она не могла, а ползала с места на место, опираясь на колени и руки. Более шести лет она так страдала и все шесть лет почти ежедневно, несмотря на слякоть и грязь, ползала в Покровский храм к чудотворной иконе Божией Матери. 25 марта 1866 года, в праздник Благовещения, который в том году совпал с Великим Пятком, Мария приползла в храм, но не смогла приложиться к иконе вследствие огромного стечения народа. Находясь в тяжелом состоянии, она поняла, что не сможет дождаться очереди, и со скорбью решила ползти обратно домой, просто мысленно помолившись Пресвятой Деве. И вдруг она ощутила в своих безжизненных дотоле ногах теплоту. Мария встала, хотя и с трудом, на собственные ноги и, придерживаясь за колонны, поднялась по ступенькам к чудотворному образу. С обильными слезами радости она облобызала святую икону. С того времени ноги ее все более и более укреплялись, она могла свободно ходить с тросточкой и каждый день посещала все богослужения в храме Божией Матери. Более того, летом 1867 года она пешком ходила в Киев поклониться Печерским угодникам».

Глава о почитании чудотворного образа в России рассказывает о малоизвестных фактах связи Ахтырской иконы со знаменитыми людьми, в том числе великим русским писателем Н.В. Гоголем. В Приложении опубликован перевод рукописного Сказания о явлении Ахтырской иконы. Текст выявлен в собрании рукописей Троице Сергиевой лавры и переведен автором книги. Так же в новом издании опубликован Акафист Ахтырской иконе. Текст акафиста исправлен по изданию 1916 года.

В ходе работы над книгой было выявлено, что первый в России престол, посвященный Ахтырской иконе Божией Матери был освящен в Крестовоздвиженском храме села Лукино нашей епархии. Этот храм с приделом в честь Ахтырской иконы был построен в 1756 году, а в самой Ахтырке храм  с приделом в честь новоявленного образа был освящен только в 1768 году. В книге рассказано об обретении в Лукино нового мироточивого списка Ахтырской иконы Божией Матери. Вот этот рассказ.

«Храм в Лукино был построен тщанием майора Федора Валуева, большого почитателя Ахтырской иконы. Конечно, это строительство было связано с чудесной помощью, полученной Федором Еремеевичем от Ахтырской святыни. В церкви хранился чтимый список чудотворного образа. Но, к сожалению, подробные обстоятельства этой истории пока остаются нам неизвестными. После  закрытия храма безбожниками в 1927 году чтимый Лукинский список Ахтырской иконы был утрачен, но в наше время Богородица явила здесь другой чтимый образ.

В 2003 году полуразрушенный храм начали восстанавливать. По бедности Ахтырскую икону для храма заказали не писаную, а репродукцию на МДФ в Софринском церковном предприятии. Перевозили икону на багажнике легковой машины. Во время движения по оживленной трассе Москва – Ярославль икона, закрепленная резинками, неожиданно сорвалась. Икона высотой более метра улетела с багажника автомобиля, идущего на большой скорости среди потока машин, и, не причинив никому вреда, упала прямо на проезжую часть лицом вниз. Чудом ее удалось убрать с дороги, забитой машинами. У иконы оказался отломленным один из углов, а в нижней части под изображением руки Богородицы появились параллельные царапины на площади около дециметра. Икону на сей раз разместили в салоне легковушки и так привезли в храм. Через некоторое время обнаружили, что на месте царапин собирается маслянистая жидкость. Потом она стала появляться и в других местах. Провели эксперимент. Вытерли все имеющиеся пятна ваткой и отслужили Акафист перед иконой. Жидкость выступила снова в короткий период, когда к ней достоверно никто не прикасался. Зафиксировали происходящее на видео. Прошло некоторое время. Однажды настоятель, рассказывая эту историю паломнику, поднес свечу, чтобы в косом свете лучше были видны царапины и, к своему удивлению, не увидел ни малейшего следа от них.

Так Пресвятая Богородица явила свое благоволение  к трудам по восстановлению Своего храма. В настоящее время богослужение в приделе Ахтырской иконы Божией Матери  возобновлено, восстановление храма продолжается».

Книгу можно приобрести в Крестовоздвиженском храме деревни Лукино  Куньинского района,  или заказать  по телефону 89113565671 или по Email — polieleos@bk.ru

Блаженная ученица старца Иосифа Исихаста

Блаженная ученица старца Иосифа Исихаста Герондисса Макрина

Книга священника Василия Полежаева о великой греческой старице Макрине Вассопулу (1921-1993).

Книга издана по благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия. Это первое в России жизнеописание подвижницы нашего времени, первой игумении основанного по благословению Старца Иосифа монастыря Богородицы Одигитрии в деревне Портарья близ города Волос. Мария (так звали старицу до пострига) в младенчестве пережила ужасы Малоазийской катастрофы, когда с родных мест вынуждены были бежать тысячи греческих семей. Она рано осталась сиротой и с раннего детства вынуждена была зарабатывать на хлеб насущный. Во время Первой Мировой войны Мария едва не умерла от голода. Еще в детстве Господь свел ее с иеромонахом Ефремом Караянисом, одним из учеников Старца Иосифа Исихаста, который научил ее Иисусовой молитве. Претерпевая многоразличные скорби с великой верою и упованием на милость Божию, она постоянно молилась, и Господь сподобил ее дара непрестанной молитвы. Старец Ефрем Аризонский, который с детства знал Герондиссу Макрину, говорил, что  он не видел другого человека с таким «чистым помыслом». Когда группа живущих по-монашески девушек объединилась для совместного жительства, их духовником стал Старец Иосиф Исихаст. По особому откровению от Бога, возглавить эту общинку Старец благословил далеко не самую старшую из сестер Марию Вассопулу. Окормляемая Великим Старцем община выросла в монастырь. «Из полы в полу» перед своей кончиной Старце Иосиф передал Волосовских подвижниц отцу Ефрему Мораитису, ныне известному как Старец Ефрем Аризонский. Живя в смирении и самоотверженной любви, Герондисса сподобилась многоразличных благодатных даров от Господа. Ее почитали многие известные подвижники. Старец Ефрем Катунакский говорил о ней, что она «находится в такой же духовной мере, как и Старец Иосиф Исихаст». Старец Софроний Сахаров называл ее «титаном Духа». Возглавляемый Герондиссой Макриной монастырь — подворье Афонского монастыря Филофей – послужил благим корнем, от которого произрасли многие женские монастыри не только в Греции, но и в Америке, Канаде и Грузии. стал рассадником исихасткой традиции в женских монастырях не только в Греции, но и в Америке и в Канаде.

 Надеемся, что по милости Божией, издаваемая книга станет некоторым вкладом в укрепление в русском женском монашества исихастких традиций.

Предлагаем  отрывок из книги.

«Как-то в Великую Четыредесятницу Мария очень бедствовала. У нее был долг, который нужно было заплатить до Пасхи, и поэтому она очень экономила. Всю Страстную Седмицу она ела только немного хлеба размоченного в воде, а ничего другого не могла купить. Но Бог не оставил ее. Вот как она рассказывала позднее об этом сестрам:

 

«Хочу вам рассказать, что делает Бог в лишениях, в великой нищете, как помогает. Он утешил меня, не потому, что я достойна, но чтобы показать, как Он всемогущ и как нам следует служить Ему. Пришла Великая Суббота. В восемь вечера я пошла в церковь, потому что наш духовник рано начинал читать Деяния Апостолов. Так, как это совершается на Святой Горе. Я сидела в уголке и тянула четочки. Все держали в руках лампады, а у меня не было ничего, даже одной свечечки, ничего. Как я, не имея свечи, пойду на раздаяние Святого света, когда запоют «Приидите, приимите свет» ? И сказала я в уме: «Если хочешь, Христе мой, чтобы у меня не было лампады принять Святой свет, буди благословенна воля Твоя».

 

Я обращалась ко Христу, сетовала, говорила с болью. Вспомнила я  подвижников и подумала: «Сколько подвижников в пустыне не имеют хлебушка, не имеют еды и Бог заботиться о них. Что я расстраиваюсь? И обо мне Бог позаботится. Если захочет, то Он пошлет мне людей, которые принесут и мне что-нибудь. Он просветит их принести  и мне лампадочку». И вот вижу женщину, которая подходит ко мне и говорит:

— У тебя нет лампады?

— Нет, нету, — отвечаю ей

— В такой день у тебя нет лампады? На Пасху быть без лампады? — удивилась женщина

— Если пожелаешь, то принеси мне со свечного ящика лампаду, а я тебе отдам деньги потом. Сейчас у меня нет, но на следующей неделе отдам, — сказала я.

— И не говори, дитя мое, что ты мне заплатишь, я и так дам тебе лампадку, — сказала она, пошла и принесла мне лампадку…

 

Тогда у нашего духовника был устав поклоняться иконе Воскресения Христова сразу как входили в храм после пасхального крестного хода. Как только я приложилась, сразу ощутила как будто Святое Воскресение вошло в мое сердце и наполнило его. Я услышала такой голос, будто включили все громкоговорители мира. Голос говорил: «В начале бе Слово, и слово бе к Богу и Бог бе Слово».  Я слышал внутри себя Пасхальное Евангелие, хотя батюшка его еще не читал, и лишилась чувств.

 

Я не поняла, что со мной случилось. Когда я пришла в себя, это Евангельское слово стояло в моих ушах, пребывало в моем сердце. Ко мне пришло такое насыщение, словно я ела яйца, сыр, мясо со всего мира. Я не знаю, сколько времени я была без чувств. Эти слова запечатлелись в моей душе. Я слышала этот прекрасный голос всю Пасхальную Службу, и эти Евангельские слова приносили мне насыщение. И потом мне пришел помысел: «Вот оказывается, какое насыщение ощущают отцы в пустыне, которые не едят, ничего не вкушают».

 

Не могу вам описать, какие неизреченные глаголы услаждали мою душу. Я ощущала неизреченное благоухание и неизреченный вкус, как будто вкушала весь мед мира, всю сладость мира. И хотя за Страстную Седмицу я была истощена от неядения и лишений, но теперь у меня появились силы. Я чувствовала себя так, как ощущает какой-нибудь силач. А когда духовник сказал мне «Христос воскресе!» в моей душе распространилось еще большее духовное богатство. Когда же я причастилась, это насыщение достигло своего предела.

 

Я отправилась домой. Пришла. Мне не хотелось ни есть, ни пить.  Меня позвала разговляться двоюродная сестра. Но как ей сказать, что я «поела»? Пошла, но и одной ложки не смогла осилить. А в полдень меня позвала на обед кума, у которой я крестила двух детей. Она была очень богатой. До обеда я ничего не ела и думала: «Как я сейчас пойду в этот дом?» Они были духовными людьми, и я боялась, что мое состояние  заметят и будут меня расспрашивать, а я не хотела объяснять то духовное состояние, что даровал мне Бог.

 

И вот, я говорю вам: «Что делает Бог! Я ощущаю величие Божие и удивляюсь, какие богатства дарует Он человеку!» Поэтому истинно сказано в Евангелии, что не только пищей живут люди, но и благодатию Божией.  Во славу Христа говорю вам, что я ощутила благодать Христову ради перенесенных мною голода, злостраданий и лишений. Бог дал мне понять, к чему ведут здешние лишения. Какое добро приносят человеку воздержание и молитва!»

 

Так для назидания сестер рассказывала об этом случае герондисса. А старец Ефрем Мораитис, рассказывая об этом же случае, делает очень характерное дополнение. Оказывается, что Марии перед Пасхальной Службой все-таки удалось выкроить денег, чтобы купить себе Пасхальную свечу. Но когда она шла на службу, ей повстречалась нищая и голодная девочка и Мария, не задумываясь, отдала ей то, что с таки трудом приобрела . По своему смирению блаженная старица не упомянула об этом эпизоде».

По вопросам приобретения книги можно обращаться по телефонам 89113565671, 89118659346 и по Е-mail polieleos@bk.ru, ovasilluk@mail.ru


1. Отличный от русской практики момент Пасхальной службы, когда перед Пасхальным крестным ходом, гасятся все огни в храме. Остается горящей одна лампада  в алтаре на престоле. Возженные от нее свечи выносит предстоятель через Царские врата народу. При пении особой стихиры «Приидите, приимите свет…» все подходят к предстоятелю и зажигают свои пасхальные лампадки или свечи, с которым далее идут на крестный ход и с возженными стоят всю Пасхальную Службу. Так совершается на Святой Горе Афон и в большинстве церквей и монастырей Греческой и других Поместных Церквах.

2. Ио.1:1. Начало Евангелия, которое читается на Пасхальной Литургии. Русский перевод: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

3. Парафраз  Втор. 8:3 и Мф. 4:4